А теперь "горбатый" ! (с)

С Юбилеем!

Горбатый «Запорожец», он же ЗАЗ-965, появился в СССР в 1960 году, в то время, когда страну возглавлял Никита Хрущев и стал символом роста народного благосостояния.



Производство автомобиля наладили на Запорожском комбайновом заводе «Коммунар» (Украинская ССР). Автомашина должна была стать массовой и доступной - и она ей стала.

Разработкой горбатого занимался московский завод на ЗМА (будущий АЗЛК). Внешние формы первый запорожец позаимствовал у Fiat 600 (см. рис.).


Fiat-600

Тест-драйв нового авто провел сам Никита Сергеевич Хрущев.


ЗАЗ-965

Первую партию «горбатых» подготовили к зиме 1960 года, и машина сразу же поступила на советский рынок.

Достоинствами машины стала низкая цена - 1800 руб (после реформы 1961 года) и малое потребление бензина. Из недостатком автолюбители отмечали следующие:

- плохая разгоняемость автомобиля. Впрочем, для поездок на дачу ходовых качеств было более чем достаточно. Мощность двигателя составляла 19 л.с.;
- маленький багажник;
- частый перегрев двигателя летом

Пытаясь устранить недостатки первого запорожца, конструкторы разработали обновленную модель - «ЗАЗ-966» (в народе — «ушан», «ушастый», «чебурашка»). К ноябрю 1961 года модель была готова и продемонстрирована на ВДНХ.
Новый запорожец приобрел совершенно другую форму - стал более вместительным и мощным (см. рис. ниже).


Купить запорожец ЗАЗ-965 в наши дни достаточно проблематично. Как правило, машин в хорошем состоянии очень мало. На auto.ru, например, по Москве несколько десятков предложений, начиная от ржавых корыт и заканчивая тюнингованными экземплярами:


Запор-кабриолет

Краткая характеристика ЗАЗ-965(А)

Машина приводилась в движение мотором воздушного охлаждения редкой конфигурации V4 с рабочим объёмом 746 см³ (модель МеМЗ-965) воздушного охлаждения с распредвалом в развале блока между головками цилиндров. Расположение — за задней осью. Частично использовался алюминиевый сплав, картер был из магниевого сплава. Мощность — 23 л.с.

Оригинальной особенностью автомобиля было консольное вывешивание силового агрегата за три точки на картере трансмиссии — двигатель же сам по себе никаких опор или точек крепления к кузову не имел.

На модели ЗАЗ-965А в 1962—1965 гг устанавливался двигатель МеМЗ-966, с увеличенным рабочим объёмом до 887 см³, развивавший 27 л.с., а в 1966—1969 гг — МеМЗ-966А с тем же рабочим объёмом, но уже в 30 л.с.

Базовая модель изготавливалась в период с 1960 по 1964 годы, а модернизированный ЗАЗ-965А — с 1962 по 1969. На начало продаж цена для населения составляла 18000 рублей в старом масштабе цен (до деноминации 1:10, проведенной в 1961 году).


Так как предполагалось, что советским автовладельцам придется обслуживать автомобиль самостоятельно (и с учётом дефицита запчастей), воздушное охлаждение оценивалось положительно и виделось весьма практичным в суровых зимних условиях (при низких температурах нет риска замерзания охлаждающей жидкости на стоянке). Кроме того, малая масса силового агрегата, его простота и разборная конструкция (съёмные цилиндры) позволяла отремонтировать автомобиль практически «в чистом поле».

Тем не менее, в целом и общем двигатель оказался одним из главных недостатков автомобиля: его ресурс был сравнительно невелик из-за напряжённого температурного режима, тонкие стенки блока, воздушное охлаждение и короткий глушитель вели к значительно повышенному уровню шумности, а вызванный к жизни отсутствием жидкостной системы охлаждения отдельный бензиновый отопитель отличался невысокой надёжностью, при нерегулярном обслуживании — даже пожароопасностью (недостатки, характерные и для многих других автомобилей с похожими техническими решениями).

Также, конструкция системы охлаждения обусловила возникновение проблемы перегрева в жаркую погоду, которая особенно усугублялась в процессе износа двигателя, когда его оребрение покрывалось слоем масла и прилипшей к нему пыли, а в результате износа коленчатого вала увеличивались утечки масла из коренных подшипников и оно хуже поступало в масляный радиатор. Кроме того, даже незначительные отклонения угла опережения зажигания от нормального значения приводили к сильному перегреву и потере мощности двигателя.

Следует отметить, что на автомобилях ЛуАЗ, где аналогичный по конструкции двигатель работал с большей нагрузкой, но лучше обдувался набегающим потоком воздуха, его перегрев наблюдался редко.

Четырёхступенчатая трансмиссия была выполнена в виде объединённого с двигателем компактного блока (трансэксла), и особенных нареканий не вызывала. Синхронизаторы имелись на II—IV передачах. В отличие от остальных моделей советских легковых автомобилей тех лет, «Запорожец» имел напольный рычаг переключения передач, а не привычный тогдашним водителям расположенный на рулевой колонке.

Редуктор заднего моста располагался между двигателем и коробкой передач, привод колёс осуществлялся при помощи качающихся полуосей с одним карданным шарниром на каждой.

Передняя подвеска была выполнена по типу «Фольксвагена-Жука» — два попречных торсиона, к концам которых крепились четыре продольных рычага, к которым при помощи шкворневого узла крепились поворотные кулаки передних колёс.

Задняя подвеска была, как и на итальянском прототипе, выполнена на двух диагональных рычагах по схеме с качающимися полуосями. В процессе работы такой подвески в значительных пределах менялись колея и развал задних колёс, которые при ходе сжатия подвески становились «домиком», а при отбое «подламывались» под кузов, но на такой малоскоростной машине, как «Запорожец», вызванное этим ухудшение управляемости было менее значимо по сравнению с экономической выгодой от применения такой простой и дешёвой подвески; по той же причине «качающиеся полуоси» в то время массово применялись на бюджетных европейских малолитражках с задним расположением силового агрегата. На более поздних моделях «Запорожцев» она была заменена более совершенной конструкцией с «косыми» А-образными рычагами и двумя шарнирами на каждой из полуосей.

Тормоза — барабанные. Колёса — бездисковые, облегчённой конструкции, с посадочным диаметром 13" (впервые в СССР, в те годы даже «Москвичи» имели 15-дюймовые обода).


Источник:http://scbist.com/
promo tihiomyt july 4, 2015 07:13 96
Buy for 30 tokens
По натуре я человек грубый и прямой,а тут стал замечать в себе перемены к лучшему на старости лет.С чего бы это думаю? Теперь при встрече с каждым маломально знакомым человеком из меня так и прёт Доброе Утро.Во время обеда, ещё не совсем выпив вино компот, глаза так и рыскают в поисках кому…
На "горбатом2 мало ездил совсем, а вот на "ушастом" вдоволь
Мы, правда на "ушастом" уже, на рыбалку по лесам ездили, лёгкий и перетаскивать просто. Зимой с помощью газовой горелки отапливались, так как выдувалось всё тепло при езде по трассе
Уже история, но может возродят как Фольксваген_Жук
Хотели возродить на Украине, правда рейсталинговый уже. Тот вообще улёт
Любое авто того времени, мечта любого живущего в СССР
Была еще модификация "Безухов" - 40л.с. Та почти не грелась. И обслуживания было проще. Во всяком случае, у нас лет 15 проездил с кирпичами, цементом и картошкой - практически без ремонтов.
А предыдущий "Ушастый" 27л.с. - тот грелся. Останавливались на трассе в теньке, открывали крышку двигательного отсека... Стандартом было приподнятие этой крышки на 5-10 см. для доп. забора воздуха, но помогало мало.
Перебирали несколько раз, один раз капиталили. Самая засада была - насадить головки цилиндров на толкатели/пружинки/сальники. Изворачивались как-то. Остальное довольно линейно.
Печка - да. Проще было одеться теплее.
Багажник спереди, на самом деле, засада. Для такой легкой машины сразу менялась развесовка от количества загруженной картохи. Так что оба Запора были у нас без пассажирского сидения: до 4-х человек в салоне + куча всего на полу на месте кресла.
Легендарный автомобиль! С юбилеем, Запорожец! =)
Долгие годы наблюдал, как "Горбатый" гнил в огороде у одного товарища. Существование его прекратилось в одном из ближайших пунктов приема метала.
Такова судьба. Но гнить ему долго, железо хорошее было и как не странно-краска.
Нынешние российские авто быстрее сгниют
У меня первая машина была Запорожец. Я на ней больше 100 тыс. км. проехал за 10 лет))
Это круто!
У меня Москвич-412, три года и развалился, сколько тысяч не помню-продал и был рад
Такой смешной, но мне нравится.
Хотела бы себе, только с коробкой автомат)
Это уже трудно, но такие есть. Поисковик вам в помощь